Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема формирования эмоционально-ценностных отношений личности приобретает особую актуальность в контексте утверждающейся в педагогической науке и практике гуманистической и социокультурной образовательных парадигм. Образование ориентировано на создание среды, «питающей и растящей» личность, развитие которой не сводится к формированию когнитивно-операционного опыта, а предполагает обогащение содержания человеческой субъективности: эмоций, ценностей.
Развитие эмоционально-ценностных отношений младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства, обуславливают поведение в дальнейшем, а эмоции способствуют правильному восприятию действительности. Они определяют социальное взаимодействие людей, согласование их интересов, требований, определяя будущее жизни личности в обществе. Наиболее интенсивное присвоение ценностей и эмоций личностью происходит в младшем школьном возрасте.
Эмоции всегда связаны с ценностями, которые являются содержательной основой эмоций. Это обусловлено тем, что эмоции чаще всего направлены на определенный объект и связаны с выражением отношения к нему. Так, нравственные эмоции напрямую связаны с нравственными ценностями, то же можно говорить об интеллектуальных, эстетических и других.
Актуальность исследования обусловлена потребностью социума и школьной практики в формировании эмоционально-ценностных отношений учащихся к действительности, играющих регулирующую роль в их жизни и деятельности.
Проблема исследования заключается в противоречии между потребностью социума и школьной практики в формировании у учащихся начальных классов эмоционально-ценностных отношений к действительности и недостаточной разработанностью средств для оценивания их сформированности.
Цель исследования: выявить средства оценивания эмоционально-ценностных отношений учащихся в начальной школе; разработать и экспериментально апробировать комплекс средств оценивания эмоционально-ценностных отношений младших школьников к действительности.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: оценивание эмоционально-ценностных отношений младших школьников к действительности.
Гипотеза исследования: если в начальной школе применять специально подобранный комплекс средств оценивания эмоционально-ценностных отношений учащихся, то это, вероятно, будет способствовать положительной динамике формирования обозначенных отношений по параметрам: ценностное отношение к миру (выделение морального содержания действий и ситуаций), адекватное эмоциональное отношение к окружающему пространству.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- определить уровень сформированности эмоционально-ценностных отношений младших школьников на констатирующем этапе эксперимента;
- проанализировать содержание и методику использования разнообразных средств, форм, методов воспитания в формировании опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к действительности;
- разобрать результаты педагогического опыта реализации воспитания в деятельности.
База исследования: МБОУ СОШ №52 г. Перми.
Глава 1 Теоретические аспекты использования разнообразных средств, форм, методов воспитания в формировании опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к действительности
1.1 Понятие «эмоционально-ценностные отношения» в педагогическом аспекте
Сегодня уже стало аксиомой, что современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться и на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, развитие его эмоционально-волевой сферы, формирование ценностного отношения к окружающему миру и действительности, на основе которых осуществляется поведение человека.
Ценностное отношение определяется в педагогическом энциклопедическом словаре как «устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, который приобретает личностный смысл, нечто значимое для жизни отдельного человека» [40].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимов О.С. Методология: сущность и события / О.С. Анисимов. - М., 2007. - 502 с. - (Энциклопедия управленческих знаний).
2. Антология гуманной педагогики Френе / под ред. С. Френе. - М.: Издательский Дом «А. Шалвы», 2002. - 224 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихоло-гического анализа / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 367 с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2003. - 268 с.
5. Баранова О.И., Медведева О.А. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальных классов как условие успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. О.И. Барановой. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. - 132 с.
6. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 2006.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 19-28.
8. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения / / В.М. Гордиевских, Д.В. Петухов // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. -
С. 37-48.
9. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие / В.М. Гордиевских, Д.В. Петухов. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.
10. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М., 2000. - 144 с.
11. Ежеленко В.Б. Педагогическая реальность / В.Б. Ежеленко // Материалы второго научно-теоретического семинара «Социум. Сознание. Язык» на тему «Модусы реальности». - URL: http://fortuna2005.ucoz.ru/publ/ ssja/modusy_realnosti/ezhelenko_v_b_pedagogicheskaja_realnost/14-1-0-4 (дата обращения: 10.10.2010).
12. Загоруйко Т.В., Диденко С.Ю., Черепанская Е.И., Лактионова Е.Е., Титова Л.И., Лебедева В.В. Понятие оценивания в образовании // Молодой ученый. - 2018. - № 45. - С. 240-242. - URL https://moluch.ru/archive/ 231/53434/ (дата обращения: 03.02.2019).
13. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1980. - С. 39-54.
14. Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки / М.А. Калугин. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 127 с.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь:
2-е изд. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., 2005. - 316 с.
16. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О.А. Козлова // Начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 6-8.
17. Кон И.С. Психология / И.С. Кон // Знание - сила. - 1985. - № 7. -
С. 42-44.
18. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. - Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 131 с.
19. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин. - М.: Просвещение, 1995. - 130 с.
20. Пидкасистый П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. - М.: Российское пед. агентство, 1996. - 364 с.
21. Половникова Н.А. Ученые записки / Н.А. Половникова. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1968. - 202 с.
22. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М., 2004. - 326 с.
23. Пронина Л.Н. Рекомендации по организации внутришкольного контроля (мониторинга, диагностирования) / Л.Н. Пронина // Завуч. - 2001. - № 6. - С. 93-97.
24. Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
25. Пырьев Е.А. Эмоциональные отношения в структуре мотивации человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2013. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ emotsionalnye-otnosheniya-v-strukture-motivatsii-cheloveka] (дата обращения: 21.10.2018).
26. Сазонова А.Н. Детская педагогика: Курс лекций / А.Н. Сазонова. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 272 с.
27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 247 с.
28. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. - М., 1971. - 179 с.
29. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304 с.
30. Стрекозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для учителя / В.П. Стрекозин. - М.: Просвещение, 1976. - 207 с.
31. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника / В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1946. - 590 с.
32. Сухомлинский В.А. Учитель - методист - наставник / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1988. - 297 с.
33. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Сов. энцикл.; ОГИЗ, 2005. - Т.3. - 215 с.
34. Усова А.Н. Роль игры в воспитании детей / А.Н. Усова. - М.: Просвещение, 1976. - 219 с.
35. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
36. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - URL: https://gigabaza.ru/doc/165833-p3.html. (дата обращения: 20.11.2018).
37. Характеристики эмоциональных отношений. - URL: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.. (дата обращения: 19.12.2018).
38. Чаусенко Л.А. Возрастные особенности младших школьников / Л.А. Чауенко // Начальная школа. - 2013. - № 3. - С. 21-32.
39. Человек. Философско-энциклопедический словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Наука, 2000. - 516 с.
40. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека / В.Д. Шадриков. - М., 2007. URL: http://diplomers.ru/magazin (дата обращения: 19.09.2019).
41. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М., 1982. - 189 с.
42. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
43. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Система развивающего обучения / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М., 1999.
44. Эмоция. Эмоциональный процесс. - URL: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.. (дата обращения: 19.01.2019).
45. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
46. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.
47. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д. Якушева. - М.: Академия, 2009. - 256 с.